Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Автомобильные дороги в период войны

      Автомобильная дорога А-130 Москва – Малоярославец – Рославль - граница с Республикой Белоруссия 

    Ожесточенные бои в ходе Московской битвы 1941-1942 гг. происходили на всем протяжении старого Варшавского (Брестского) шоссе. Оно стало основной магистралью в период подготовки и проведения Московской битвы немецко-фашистскими войсками. До начала Московской битвы Варшавка активно использовалась войсками резервного фронта, которым тогда командовал генерал армии Г.К.Жуков, для подвоза боеприпасов, горюче-смазочных материалов, авиационных бомб, продовольствия, а также людей для пополнения действовавших частей, находившихся в обороне.  

   Осенью 1941 года гитлеровцы прорвали оборону на реке Десне и по Варшавскому шоссе на Москву хлынули танковые соединения. 5 октября 1941 года немецкие войска нанесли неожиданный удар в двухстах километрах от Москвы - по аэродромам у города Юхнова, где проходили подготовку парашютисты-разведчики. Начальником парашютно-десантной службы ВВС Западного фронта в те годы был Иван Георгиевич Старчак. По его личной инициативе  был сформирован отряд, чтобы задержать противника на Варшавском шоссе, преградив ему путь у моста через реку Угру. Бойцы заминировали  подступы к мосту, а после его взрыва, отряд Старчака занял оборону по реке Угре.

   Подвиг десантного отряда майора Старчака увековечен памятным знаком на 203-м километре автомобильной магистрали Москва – Малоярославец – Рославльслева – памятник летчикам-героям, установленный в честь командира эскадрильи Героя Советского Союза Алексея Григорьевича Рогова, направившего свой горящий самолет на одну из вражеских переправ через Угру. Справа – обелиск, посвященный военным водителям, которые внесли огромный вклад в организацию обороны Юхнова. Ежегодно, в дань уважения Героям Войны, сотрудники Упрдор Москва-Бобруйск проводят реставрационные работы и мероприятия по благоустройству памятника, а также возлагают цветы и венки в память о тех, чьи жизни унесла Великая Отечественная война.

   11 октября 1941 года к оборонительному отряду Старчака присоединился сводный отряд курсантов-первокурсников Подольского училища под командованием генерал-майора В. Смирнова. 13 октября авиация противника подвергла передний край обороны курсантов ожесточенной бомбардировке. Гитлеровцы пытались прорвать позиции в селе Ильинском, в десяти километрах от города Малоярославец, а 16 октября противник попытался захватить командный пункт в поселке Кудиново, но все атаки были отбиты подольскими курсантами. Тридцать шесть из них стали Героями Советского Союза. В ожесточенных боях подольские курсанты уничтожили около 5 тысяч немецких солдат и офицеров и вывели из строя около 100 танков, при этом потеряли около 2 500 человек. Немногие остались в живых, но своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца, тем самым помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве.

           В честь героического подвига подольских курсантов 8 мая 1975 года на 142-м километре Варшавского шоссе был открыт мемориальный комплекс «Ильинские рубежи» представляющий собой совокупность нескольких объектов: военно-исторический музей, два дота (артиллерийский и пулеметный), артиллерийские орудия, а также Курган Славы с памятником Подольским курсантам. Тогда же, 8 мая, у подножия памятника, символизирующего несгибаемое мужество, в присутствии большого числа жителей села, окрестных деревень, ветеранов войны и гостей из ГДР был зажжен Вечный огонь Памяти и Славы.

   Город Малоярославец, который Красная Армия была вынуждена оставить в конце октября 1941 года, несмотря на героически сдерживаемый натиск врага, освобожденный только 2 января 1942 года, за мужество и подвиги во время войны получил почетное звание «Город воинской славы». Одно из самых святых мест в городе – памятник русскому оружию и доблести русских воинов – Курган Славы с выбитыми в камне именами героев и скорбящей фигурой женщины. Еще одно из почитаемых мест города - памятник Маршалу Победы Георгию Константиновичу Жуковупозади которого мемориал, посвященный памяти героев-малоярославчан, тех, что шли в бой по его приказу.

   Славную дорогу, которой является Варшавское шоссе, помнят не только калужане, смоляне, туляки, но и многие другие, кто стоял насмерть, защищая Москву и нашу Великую страну. На всем протяжении трассы безмолвные свидетельства мужества и самоотверженности советских воинов в годы Великой Отечественной войны, но нет места более печально известного, чем Зайцева Гора. Эта высота имела огромное стратегическое значение в обороне немцев. С неё шоссе и окружающая местность просматривалась на десятки километров. Фашисты в районе Зайцевой Горы имели развитую сеть опорных пунктов, построенных по системе флангового огня, насыщенных различного вида вооружением, с многочисленными инженерными сооружениями. Опушки леса и проходы в болотах были заминированы и опоясаны проволочными заграждениями, а находящееся позади них Варшавское шоссе позволяло быстро маневрировать резервами. Многим солдатам и офицерам враждующих армий суждено было остаться в этой земле в боях за высоту. В течение года непосредственно и безуспешно пытались взять Зайцеву Гору десять стрелковых дивизий и три танковые бригады. С февраля 1942 по март 1943 года длились бесконечные бои. На некоторых участках Варшавское шоссе переходило из рук в руки. Каждый бой сопровождался потерями с обеих сторон. 12 марта 1943 года на вершине Зайцевой Горы взвился красный флаг – высота была взята нашими войсками.

   В далеком 1943 году на Зайцевой Горе было организовано большое братское захоронение советских воинов. В 1959-м году был воздвигнут памятник - монументальная фигура советского воина, а 9 мая 1972 года на 270-м километре федеральной трассы открыт военно-исторический музей «Зайцева Гора»демонстрирующий экспонаты военной тематики времен Великой Отечественной войны. Прошедшее время уже загладило места былых сражений, и только в экспозициях залов музея суровая правда тех лет застыла на фотоснимках.

   Недалеко от Юхнова есть ещё одно памятное место. На 213 километре Варшавского шоссе, в д. Долина находится воинское захоронение, получившее название Поле ПамятиЗдесь бойцы поисковых отрядов производят ежегодные перезахоронения останков советских воинов, обнаруженных на месте прошедших боев в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время захоронение насчитывает семь братских могил. Всего в захоронении покоится прах 1189 воинов. 7 мая 2015 года было произведено захоронение ещё 500 останков воинов.

    Во время Великой Отечественной войны Варшавское шоссе пострадало в результате ожесточенных многочисленных боев. По мере отступления войск противника на Запад, следовавшие за нашими войсками военные дорожники, объединенные под общим названием вадовцы, сразу же приступали к восстановлению разбитой трассы. Вместе с вадовцами десятки тысяч жителей освобожденных сел, деревень и городов с лопатами и топорами выходили расчищать трассу от снега и хлама, оставленного вражескими войсками. Кроме того, вадовцы принимали меры для обеспечения безопасности движения по Варшавскому шоссе, одной из которых была маскировка - для дезориентации противника делали ложные военные объекты и целые аэродромы. Вслед за вадовцами шли тыловые дорожники – строители. Они строили колейные дороги из брусьев, а на основной дороге реконструировали проезжую часть, устраивая одежду из щебня, обработанного органическим вяжущим веществом. Дорожниками-мостовиками Западного фронта за время Московской битвы было построено 172 и восстановлено более 90 мостов. Иные цели преследовали немецкие автодорожники, которые грабили и разрушали всё, что попадалось на их пути, используя в качестве материала для дорог и мостов наши деревянные и каменные постройки. Строевой лес, как правило, немцы вывозили в Германию, такая же участь постигла парковые сосны в городе Юхнове, которые были полностью спилены и разделаны на месте.

   После окончания Великой Отечественной войны Варшавское шоссе было полностью реконструировано. К 1958 году на всём протяжении автомобильной дороги появилось асфальтобетонное покрытие, а через реки были построены железобетонные и каменные мосты.

   Сегодня на всём протяжении федеральной трассы А-130 Москва – Малоярославец – Рославль – граница с Республикой Белоруссия остались отголоски того страшного времени - окопы, блиндажи, землянки, траншеи и братские могилы. Ухоженные, с венками, георгиевскими ленточками и живыми цветами памятники почти в каждом населенном пункте у этих автомобильных дорог. Большие и маленькие, кричащие и молчаливые они напоминают нам о героических годах Великой Отечественной войны, как о тяжелом испытании, которое с честью выдержала наша страна.

   Автомобильная дорога Р-120 Орел-Брянск-Смоленск-граница с республикой Белоруссия

   По трассе днем и ночью одна за другой проносятся грузовые автомобили, пассажирские автобусы и бесчисленные легковушки. Подъезжая к Брянску, они сбавляют скорость - на 112 километре федеральной трассы Р-120 Орел – Брянск – Смоленск – граница с республикой Белоруссия у подножия тридцатиметрового пилона расположена фигура солдата-водителя на подножке вздыбленного автомобиля. Его правая рука крепко сжимает руль, а суровый взгляд устремлен куда-то вдаль, на дорогу. На противоположной стороне дороги на постаментах с гвардейскими знака­ми - две грузовые машины военных лет. Это не муляжи, а настоящие автомобили, которые прошли войну - ЗИС-5 и ГАЗ-АА, так называемые, полуторки. Это первый сооруженный в Советском Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны. Авторы памятника, установленного 12 сентября 1968 года, накануне празднования 25-летия со дня освобождения области от немецко-фашистских захватчиков, скульптор Г. Ф. Мовчун и архитектор А. А. Гайдученя. Сооружен памятник на средства брянских автотранспортных организаций и дорожных предприятий. В 1979 году его реконструировали: сохранив прежний вид, памятник одели в гранит, а рядом воссоздали мемориальную землянку, в которой в 1941 году размещался штаб Брянского фронта под командованием маршала А.И.Еременко. Место для памятника выбрано не случайно. Именно отсюда, из поселка Осиновая горка на фронт уходила 18-я автомобильная бригада, прошедшая боевой путь до Берлина. По этой же дороге возвращались в Брянск советские воины-освободители.

   Невозможно переоценить вклад водителей в Победу в Великой Отечественной войне. Их самоотверженная работа на передовых позициях и в тылу заслуживает безграничного уважения. В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью водители автомашин свято выполняли свой долг перед Родиной. Они рисковали своими жизнями, чтобы доставить в пункты назначения миллионы тонн грузов: боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение. Многие так и не вернулись с фронта.

   Сегодня, в мирное время, проезжая мимо памятника воинам-водителям, автомобилисты подают звуковой сигнал. В праздничные дни здесь собирается много людей, а к подножию памятника ложатся цветы. Их много. Это дань уважения… Дань памяти подвигам водителям фронтовых дорог.


— Разместил/а Забродская Светлана , 14 января 2020, 15:30 , отредактировано 23 июня 2020, 10:51